Другие переломы проксимального отдела бедренной кости

Перелом шейки бедра — это не единственная травма проксимального отдела бедренной кости. Встречается межвертельный и чрезвертельный перелом.

Эти травмы не менее опасны и при отсутствии грамотного лечения и комплексной реабилитации могут привести к инвалидности или смертельному исходу.

Рис. 1 Схематическое изображение разных типов переломов проксимального отдела бедренной кости.

В нашей клинике накоплен большой опыт в ведении таких тяжелых пациентов. Благодаря профессионализму наших докторов и использованию современного оборудования нашей клиники специалист всегда добивается положительного результата.

Наши пациенты быстро возвращаются к привычному активному образу жизни.

Что такое чрезвертельные и межвертельные переломы?

На проксимальном отделе бедренной кости расположены две анатомические структуры: малый и большой вертел. Они находятся ниже шейки бедра и представлены в виде выступов, к которым крепятся мышцы.

При чрезвертельном переломе линия излома проходит через эти структуры, а при межвертельном — между ними.

Рис. 2 Рентгенограммы тазобедренного сустава. а. межвертельный перелом бедренной кости; б. чрезвертельный перелом бедренной кости.

Межветрельные и черзвертельные переломы бедренной кости бывают стабильными и нестабильными. В первом случае репозиция не вызывает затруднений, поскольку кортикальный слой кости поврежден незначительно. Во второй ситуации лечение продолжительное и сложное.

Различают семь основных видов переломов:

Два вида межвертельных:

• Вколоченный. Капсула сустава не повреждается. Смещение отсутствует или оно некритично.
  • Со смещением.

Пять видов чрезвертельных:

• Вколоченный. Смещение отсутствует либо минимально.
  • Вколоченный со значительным смещением. Сюда же относится и раздробленные повреждения большого вертела.
  • Не вколоченный с нарушением шеечно-диафизарного угла.
  • Не вколоченный без критичного смещения. Такие повреждения часто бывают винтообразными.
  • Чрезвертельно-диафизарный со значительным смещением. Имеет винтообразную линию и сопровождается наличием осколков.

Рис. 3

Причины

У молодых людей такие травмы случаются редко. Повреждение дистальных отделов бедра может возникать в случае ДТП, падения с высоты или в других случаях, когда сила воздействия велика.

В пожилом возрасте причиной травмы может стать даже незначительный удар или падение. Такую травму человек преклонного возраста может получить, не выходя из дома.

Это связано со снижением плотности кости вследствие остеопороза. Чаще патология регистрируется у женщин, поэтому они более подвержены травматизму.

Симптомы

Симптомы мало чем отличаются от нарушения целостности шейки бедра. При чрезвертельных переломах боль и отек более интенсивны. Образуется гематома, которая может распространяться по всему бедру. Опора на конечность невозможна, легкое постукивание в области травмы вызывает резкую боль.

Это говорит о том, что у больного не просто ушиб, а серьезное повреждение, требующее экстренной медицинской помощи.

Характерным признаком является укорочение ноги и ее вынужденное положение, при котором стопа развернута наружу.

Диагноз ставится на основании рентгенографического исследования. Если картина повреждения и особенности расположения отломков недостаточно ясны, то проводится компьютерная томография тазобедренного сустава.

Этот метод позволяет получить послойное изображение проблемной области, точно оценить количество фрагментов кости, направление их смещения.

В зависимости от характера травмы и состояния здоровья пациента лечение бывает консервативным и оперативным.

У пожилых людей следует учитывать сопутствующие заболевания и возможность самостоятельного передвижения до травмы.

Консервативное лечение

Если возможна репозиция без операции, то используют консервативную тактику. Если нет выраженного смещения и многочисленных отломков, то этот метод дает хорошие результаты.

Мышцы бедра даже нетренированного человека обладают большой силой, поэтому, сокращаясь, они смещают фрагменты кости. Чтобы этого не происходило, используют методику скелетного вытяжения. В настоящее время этот метод используется редко.

Во время вытяжения делаются контрольные снимки, которые позволяют судить и положении отломков. Процесс длится 1,5-2 месяца, далее пациент может начинать ходить на костылях.

Также используют различные ортопедические приспособления, которые позволяют удержать ногу в правильном положение и предотвращают дальнейшее смещение костных отломков.

Оперативное лечение

В сложных случаях и при отсутствии противопоказаний к операции используется хирургический метод. Фиксация отломков проводится с помощью металлоконструкций. Уже через несколько дней после травмы пациент может передвигаться на костылях.

Метод фиксации в каждом случае выбирают индивидуально. Существуют следующие виды остеосинтеза:

• наружный;
  • погружной;
    • накостный;
    • внутрикостный;

При наружном остеосинтезе отломки фиксируют через кожу с помощью специальных гвоздей и спиц.

При погружном методе необходим хирургический доступ. При использовании надкостной операции на поверхность осколков накладываются специальные металлические пластины, которые фиксируются винтами.

При интрамедуллярном (внутрикостном) остеосинтезе в костный канал вставляются титановые стержни, которые блокируются винтами.

Рис.4. а. межвертельный перелом бедра; б. интрамедуллярный остеосинтез перелома бедренной кости штифтом.

Рис.5. а. чрез-  подвертельный оскольчатый перелом проксимального отдела бедра; б. интрамедуллярный остеосинтез перелома бедренной кости штифтом с блокированием.

Реабилитация

Процесс восстановления длится до 6-8 месяцев. На начальном этапе нужно обучить больного правильно ходить на костылях. Для восстановления функции нижней конечности используется массаж, физиотерапия, специальные комплексы упражнений.

Последствия

Чаще всего черзвертельный перелом осложняется несращением либо укорочением конечности вследствие неправильной репозиции.

Если лечение проведено неправильно, то человек будет хромать, быстро утомляться или не сможет ходить вовсе. После перелома может развиваться артроз.

При консервативном лечении осложнения вызываются длительным обездвиживанием. Это пролежни, застойная пневмония, тромбоз глубоких вен и тромбоэмболия, сердечно-сосудистые осложнения.

Мы используем современные методы хирургического лечения и послеоперационного восстановления после переломов проксимального отдела бедра.

Мы индивидуально подбираем оптимальную для каждого пациента тактику лечения. Это позволяет добиться успеха даже в самых сложных ситуациях.

Мы поможем вам за короткий срок восстановить функцию сустава и вернутся к активному образу жизни.