Артроскопия плечевого сустава

Для москвичей лечение бесплатно! по квоте
гарантия хороших цен
Передовые методики лечения травм и заболеваний плечевого сустава
Современное оборудование и импланты, быстрое восстановление и высокая эффективность лечения
Наблюдение пациентов в течении всего периода лечения и реабилитации

Разрыв сухожилий длинной головки бицепса

Тотальный либо частичный разрыв сухожилия длинной головки бицепса встречается нередко. Это тяжелое нарушение, приводящее к ограничению движений верхней конечности. Только квалифицированное лечение позволит в будущем снова полноценно пользоваться рукой.

Некоторые пациенты невнимательны к своему здоровью и не спешат к травматологу. При тотальном повреждении сухожилия функция конечности полностью не восстановится если не лечить заболевание, а боли станут постоянным спутником.

В нашей клинике накоплен богатый клинический опыт лечения таких пациентов, что позволяет восстанавливать функцию плечевого сустава даже в наиболее сложных случаях.

Анатомия сухожилия двуглавой мышцы плеча

Бицепс, или двуглавая мышца, является сгибателем. Она состоит из мышечных волокон и сухожильной части. При ее сокращении происходит движение верхней конечности в локтевом суставе.

Длинная головка бицепса прикрепляется к бугорку лопатки, а короткая — к ее клювовидному отростку. Обе головки срастаются, образуя единое сухожилие, и прикрепляются к бугристости на проксимальном конце лучевой кости предплечья. Бицепс может не только сгибать руку в локтевом суставе, но и участвует во вращательных движениях.

Рис.1 а, б Строение плечевого сустава (схематическое изображение)

Сухожилие длиной головки двуглавой мышцы плеча проходит через плечевой сустав и имеет большую длину, чем сухожилие короткой головки, поэтому оно в большей степени подвержено повреждениям.

Причины и механизм разрыва

Разрыв дистального сухожилия бицепса обычно имеет травматический характер. Это повреждение характерно преимущественно для мужчин, поскольку они чаще поднимают тяжести и подвергаются интенсивным физическим нагрузкам.

У пожилых людей разрыв сухожилия головки бицепса может произойти без видимой причины. Это обусловлено возрастными изменениями в сухожилиях, последствиями микротравм, имевших место в течение всей жизни. Но патология часто встречается и у молодых, активных мужчин 35-40 лет. Предрасполагающими факторами является тендинит, возникший вследствие постоянных микротравм.

Профессиональный спорт и некоторые виды деятельности, связанные с постоянной нагрузкой на двуглавую мышцу, со временем делают анатомические структуры уязвимыми, и они разрываются даже при умеренном усилии.

Травма обычно возникает при резком подъеме тяжести, а также при внезапном насильственном разгибании локтевого сустава. Сухожилие чаще разрывается в области прикрепления к лопатке, плечелопаточного сочленения либо вблизи межбугорковой борозды.

Симптомы разрыва сухожилия бицепса

В клинической практике чаще встречаются полные разрывы головки бицепса. В этом случае сухожилие полностью разрывается и отделяется от кости, сокращается и подтягивается к локтевому суставу.

При осмотре на внутренней поверхности нижней трети плеча визуализируется выраженный бугорок. Сразу после травмы возникает отек, который быстро распространяется по всему плечу.

Рис.2 Внешний вид плеча при разрыве длинной головки бицепса.

Разрыв может быть изолированным, либо сопровождаться нарушением других структур, например, вращательной манжеты. При сопутствующих нарушениях клиническая картина бывает нетипичной.

В момент травмы ощущается острая боль, попытки сгибания в локте болезненны либо невозможны. При надрыве сухожилия, а также травме у пожилых людей клиническая картина бывает стертой. Болевой синдром умеренный, сила сгибания снижается.

Для определения мышечного тонуса на стороне повреждения нужно сравнить его со здоровой рукой, поскольку у некоторых пациентов тонус может быть снижен изначально.

Диагностика разрыва длинной головки бицепса проводится в несколько этапов. В начале врач выясняет механизм и обстоятельства травмы, уточняет, были ли повреждения ранее, занимался пациент спортом, связана ли его работа с постоянными физическими нагрузками.

После сбора анамнеза ортопед-травматолог переходит к осмотру. Доктор визуально оценивает состояние верхней конечности, определяет, есть ли гематома, бугорок в дистальном отделе плеча. Важным фактором является наличие, локализация и постоянство боли. Также определяется объем активных и пассивных движений верхней конечности. Если случай серьезный и разрыв полный — активные движения ограничены.

Для уточнения диагноза, определения степени повреждения подключают дополнительные методы обследования. Широко используется УЗИ, метод позволяет безошибочно определить полные разрывы. Для получения более точной информации о локализации повреждения, а также для визуализации небольших надрывов и внутрисуставных повреждений применяют МРТ.

Рис.3 МРТ-картина разрыва сухожилия длинной головки бицепса

Лечение разрыва головки бицепса бывает консервативным либо хирургическим.

Тактика определяется в зависимости степени повреждения и индивидуальных особенностей пациента.

Консервативная терапия

Консервативное лечение показано в следующих случаях:

• средний и пожилой возраст;
    • противопоказания к хирургическому вмешательству;
    • деятельность, не связанная с применением физической силы;
    • незначительные повреждения сухожилия.

После консервативной терапии сила супинации снижается на 20%, если пациент не занимается деятельностью, связанной с большой нагрузкой на верхние конечности, этот фактор не оказывает влияния на качество жизни и позволяет полноценно обслуживать себя.

Хирургическое лечение

Хирургическое лечение показано молодым людям, пациентам, которые занимаются спортом или работают физически. Операция полностью восстанавливает объем движений и мышечную силу. Наиболее прогрессивным методом лечения при разрыве сухожилия бицепса является такой современный оперативный метод лечения, как артроскопия.

Методика базируется на использовании артроскопа, который вводится через небольшие проколы, позволяет детально осмотреть область повреждения с помощью оптики, а также провести необходимые манипуляции по восстановлению сухожилия.

Эффективность процедуры высока, а восстановительный период минимален. В ряде случаев используется и методика с традиционным хирургическим доступом через разрез.

Рис. 4 Схематическое изображения тенодеза (фиксация к головке плечевой кости) сухожилия длинной головки двуглавой мышцы винтом (а) и анкерным фиксатором (б).

Реабилитация после хирургического лечения

После восстановления анатомической целостности связок и сухожилий выполняется иммобилизация конечности на срок 3-6 недель. Для быстрого восстановления широко используется физиотерапия и лечебная физкультура, которая представляет собой комплекс упражнений для улучшения мышечного тонуса и увеличения объема движений в суставе.

Для активации обменных процессов и улучшения тонуса мышц используется лечебный массаж. Восстановление работоспособности происходит через 6-10 недель с момента травмы.

Нарушение целостности сухожилия двуглавой мышцы плеча — серьезная травма, приводящая к нарушению функции верхней конечности при отсутствии должного лечения.

Если неприятность произошла, как можно скорее обратитесь за медицинской помощью к травматологу-ортопеду. Высокий профессионализм, индивидуальный подход, владение современными технологиями, богатый практический опыт и хорошая материальная база позволяют специалисту возвращать пациентов к полноценной, активной жизни.