Остеосинтез шейки бедра

Наиболее важное в лечении переломов шейки бедра – своевременная профессиональная помощь. Сейчас оптимальной считается операция остеосинтеза, проведенная в первый день после травмы.

а. рентгенограмма тазобедренного сустава с переломом шейки бедра, б. рентгенограммы после остеосинтеза винтами.

В ортопедическом отделении нашей клиники для обследования пострадавшего, разработки индивидуального плана лечения и эффективного оперативного вмешательства, требуется от 2 до 24 часов.

Всегда ли требуется помощь хирурга-ортопеда?

Консервативное лечение таких больных малоперспективно: полное обездвиживание на длительный срок, долгий и сложный реабилитационный период и никаких гарантий на успех. Особенно – для людей в возрасте, с ослабленным кальциевым обменом и остеопорозом.

Его используют только тогда, когда операция противопоказана.

Молодым людям такая полная иммобилизация тоже мало понравится. Поэтому в первую очередь рассматривается возможность провести остеосинтез шейки бедра.

Показаниями для такой операции служат:

• Базальные переломы шейки бедренной кости у активных и подвижных пациентов.
  • Трансцервикальные повреждения целостности костной ткани (переломы) у людей в возрасте до 60 лет.
  • Вколоченные переломы.
  • Субкапитальные переломы шейки у молодых людей.
  • Невозможность установки протеза сустава.

Большое значение имеет отношение больного к алкоголю, курение и сопутствующая патология, возраст пациента, время, прошедшее после получения травмы. Некоторые из этих факторов могут оказаться решающими в выборе тактики лечения.

в. разные типы переломов шейки бедренной кости — схематическое изображение

Что входит в этап подготовки?

Залог успешного восстановления активности пострадавшего – выбор оптимальной оперативной методики. Чтоб подобрать максимально эффективное лечение, необходимо качественное и быстрое обследование пациента.

Очень важны данные компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

Благодаря МРТ можно определить жизнеспособность тканей головки бедра: при таких травмах, может нарушаться ее кровоснабжение.

КТ позволяет утвердить перелом и определить его характер, что необходимо для выбора оптимальной методики остеосинтеза.

Кроме этого, в перечень предоперационных обследований входят:

• Клинические анализы крови и мочи.
  • Биохимия крови.
  • Показатели минерального обмена (фосфор и кальций).
  • ЭКГ, ЭХО-КГ.
  • Цифровая денситометрия – определение степени остеопороза.
  • Другие методы лабораторной и инструментальной диагностики при необходимости.

Полученные данные используются для выбора метода анестезии, конкретного способа остеосинтеза и прогноза в отношении ведения послеоперационного периода.

Если необходим общий наркоз и позволяет время, то пациенту проводится подготовка кишечника – голодание, очистительная клизма.  Хотя, в большинство случаев можно воспользоваться регионарной (спинальной) анестезией и провести остеосинтез в день травмы

Профессионализм врачей-ортопедов нашей клиники позволяет на практике реализовать принцип индивидуального подхода к здоровью каждого пациента. Благодаря этому, операции проходят успешно и с неизменной эффективностью.

Какие есть современные методики?

Предлагается немало разных концепций металлоостеосинтеза сломанной шейки бедренной кости. На выбор конкретного способа репозиции и остеосинтеза влияет много различных факторов. Хорошо зарекомендовало себя закрытая репозиция отломков и использование винтов.

Эта методика обладает рядом важных преимуществ:

• Малоинвазивна. Как правило, требуется не больше трех (иногда – двух) винтов.
  • Не требует много времени, что бывает важно на фоне сочетанных травм.
  • Идеально подходит для фиксации отломков в случае внутрисуставных переломов.
  • Обеспечивается высокий уровень репозиции и иммобилизации костных фрагментов.
  • Титановый сплав не вызывает реакций отторжения и послеоперационных осложнений у пациентов.
  • Легко удаляются после консолидации перелома шейки бедра.

Суть заключается в особой технике винтовой фиксации. Винты ввинчиваются у вертелов, проходят внутри шейки параллельно ее поверхности и заканчиваются в центральной части головки бедренной кости.

г. перелом шейки на рентгенограмме, д. схематическое изображение остеосинтеза шейки винтами.

Начальная и конечная точки выбраны не случайно, так как в этих местах наибольшая плотность костной ткани. Это гарантирует высокую стабильность винтов и прочную фиксацию отломков. То, что нужно для срастания (консолидации) отломков.

Практика показывает, что лучший эффект остеосинтеза винтами достигается при опорных переломах по классификации Pawels III и относительно небольшом смещении отломков: Garden I, II.

Возможные негативные явления

Первое, чего опасаются при хирургических вмешательствах – это инфекционные осложнения.

Но если операция проведена профессиональным врачом с соблюдением всех требований асептики и антисептики, то вероятность инфицирования раны сводится к нулю.

Чего стоит опасаться, так это нарушения срастания отломков. Если к пациенту отнестись поверхностно, диагностику провести небрежно, а саму операцию – формально, то есть реальный риск консолидации перелома в нефизиологичном положении. Кости ноги могут и не срастись вовсе.

Неудовлетворительный эффект от операции остеосинтеза при переломе шейки бедра может отмечаться в случаях, если она проведена не по показаниям. Например, тогда, когда правильней было бы установить протез тазобедренного сустава (более подробно можете узнать в разделе эндопротезирование тазобедренного сустава), но в силу разных причин, от этого пришлось отказаться.

К сожалению, иногда приходится сталкиваться с деформациями ноги. Одна из частых – укорочение сломанной и прооперированной конечности. Компенсировать такое осложнение можно, с помощью анатомического сопоставления отломков и используя костную пластику на этапе оперативного вмешательства.

Особенности восстановительного периода

Когда можно вставать с постели, становиться на костыли, ходунки – решается в индивидуальном порядке. Слишком многое зависит от тяжести травмы, общего состояния организма и сопутствующей патологии.

Решающее значение имеет скорость сращения костей ноги. Во многом она зависит от двух факторов: мастерства врача, состояние организма и костной ткани, сопроводительной терапии.

В нашей клинике пациентам подбирается индивидуальная схема антирезорбтивного и стимулирующего остеогенез лечения.

В целом же, постельный режим после операции остеосинтеза длится от одного до нескольких дней. Пациенты начинают ходить при помощи костылей уже с 2-го дня после операции. Полное восстановление активности и свободы движений пострадавшей ноги после лечения возможно уже через 3-6 месяцев.

Мы поможем Вам за короткий срок восстановить функцию вашей ноги и вернуться к повседневной активной жизни.

Не теряйте время, обращайтесь к квалифицированному травматологу-ортопеду.